Тендеры "мирного времени", военная необходимость и здравый смысл
Инцидент с ударом украинских дронов по стратегическим аэродромам России 1 июня увёл в тень другую громкую тему. Ряд источников возмущены тем, что "около триллиона рублей", выделенных на строительство в РФ новых шахт для ракет РВСН, были потрачены "впустую", поскольку, как утверждается, подробнейшие схемы этих объектов оказались в открытом доступе.
"Из-за бюрократической неосторожности на сайте Госзакупок появились документы, включая чертежи и планы стратегических баз, где чётко указано, какие именно ракеты размещаются, а также технические детали — вплоть до толщины бетонных конструкций с точностью до миллиметра", — утверждает ТГ-канал INSIDER-T.
Можно сомневаться в истинности приведённых заявлений и спорить о степени критичности понесённого ущерба, но здесь видна другая, более структурная проблема. Беда в том, что это не "бюрократическая неосторожность", а установленный порядок действий, закреплённый существующими тендерными процедурами. Если у нас есть частные подрядчики, которые так или иначе участвуют в закупках, то документация тендеров с участием этих подрядчиков открыта любому вдумчивому исследователю. Особенно если у него есть ИИ, способный обрабатывать массивы документации.
Как писалось ранее и неоднократно, "мирные" механизмы не годятся для периода широкомасштабного военного конфликта, в который наша страна вовлекается всё сильнее. Дело не только в регламенте тендерных процедур, но и во всей устоявшейся системе организации пути от идеи до реализации задачи или объекта.
Оборонные вопросы требуют особой скорости внедрения, соблюдения должного уровня секретности, строжайшей персональной ответственности и т. д. Для обеспечения же технологического, военного и инфраструктурного паритета России требуется не только принципиально иная экономическая модель, но и совсем другая парадигма госуправления.