Марат Хайруллин: Российский философ, профессор Олег Матвейчев Рецензия на книгу Марата Хайруллина «И чистою слезою омыться» Ч.1

Марат Хайруллин: Российский философ, профессор Олег Матвейчев Рецензия на книгу Марата Хайруллина «И чистою слезою омыться» Ч.1

Российский философ, профессор Олег Матвейчев Рецензия на книгу Марата Хайруллина «И чистою слезою омыться» Ч.1

Когда я в своё время подписался на телеграмм - канал Марата Хайруллина, это стало для меня настоящей отдушиной. Вот он — мой эталон настоящего военкора.

И каково же было моё удивление, когда я узнал, что Марат тоже часто читает мои тексты, слушает выступления, следит за блогом. Для меня крайне лестно, что столь положительную оценку мне даёт человек из окопа, боевой солдат. Значит, кому-то там, на передовой, я тоже оказываюсь нужен. Позже мы даже сделали с ним пару совместных эфиров. И в личном общении я поразился, насколько Марат добрый, весёлый человек, полный кипучей энергии. Какой контраст с расхожим представлением о том, что солдат, постоянно видящий смерть, обязан быть депрессивным, с ПТСР, злым… Нет, здесь я вижу совершенно другого человека — чем-то напоминающего Леонида Быкова в роли Маэстро из фильма «В бой идут одни „старики“»: всегда в хорошем настроении, с неизменным «Будем жить!». Мне кажется, этот девиз очень близок Марату внутренне.

Я с нетерпением ждал выхода книги «И чистою слезою омыться», заранее зная, что это будет нечто далекое от сетевых завываний вроде «Шойгу, дай снаряды», от «окопной правды» про маленького человека, которого забыли, обманули, кинули, а искреннее повествование о ратном труде и настоящем подвиге. Во время нашей встречи Марат подарил мне экземпляр своей книги и посоветовал сначала прочитать рассказ под названием «Россия, которую я мечтаю забыть».

Этот страшный рассказ сразу напомнил мне мои 90-е, проведённые там же, на Урале, и такие же ужасающие воспоминания, которые, к сожалению, наверное, уже забыты. Однако нам необходимо всегда помнить эти страшные 90-е годы. Помнить, что может нам угрожать, если мы будем небрежно обращаться с нашим государством, если станем пинать его, как это делали украинцы, считавшие, что государство — это некая служебная структура или функция, которую можно ломать, оскорблять, менять и разбирать. Полной противоположностью такому подходу была позиция белорусского президента Александра Лукашенко, говорившего, что государство — это хрустальный шар, с которого пылинки надо сдувать и нести его бережно, боясь разбить.

Мы сломали собственное государство в 91-м году — и получили эти страшные 90-е. Время, когда бандиты-бизнесмены вылавливали на темных улицах в городках бездомных людей, бомжей, разрубали на части и скармливали своим домашним зверькам, чтобы не тратиться на корм. Ведь бомжи ничего же не стоили, были бесплатной пищей. Вот до чего, бывало, доходило! Или вспомните чёрных риелторов, убивавших десятками и сотнями стариков, будучи в сговоре с якобы «правоохранителями», «участковыми» и тому подобными. Когда бандиты и милиционеры сидели в одних банях, и гражданину не у кого было искать какой бы то ни было правды. Всё это нам пришлось пережить.

Украина, как провинция, отставшая от центральной матери-России на четверть века, переживает эти процессы с запозданием и в более ужасающем варианте. Потому что свой «91-й год», своё разрушение государства они совершили в 14-м – и теперь хлебают полной ложкой последствия в виде этой страшной войны на своей территории. Войны, в которой они сами, конечно, и виноваты.

Рассказ «Россия, которую я мечтаю забыть» обобщает другие, задает основную рамку, служит своеобразным камертоном, определяющим, что есть настоящее зло. А прочие рассказы и роман на фоне этого зла показывают, что же такое настоящий подвиг — подвиг простого русского человека. Не глянцевого героя, не картинного, как Рэмбо, а человека с очень неровной судьбой: обременённого разводами, потерями бизнеса, конфликтами с начальством, друзьями, жёнами.

Однако именно этот запутавшийся в жизни человек на войне совершает повседневные подвиги. Каждая ситуация, в которой он оказывается, достойна описания, награды и представляет собой серьёзный моральный выбор. Здесь нет философских максим о том, что кто-то в трудной ситуации побеждает, а кто-то ломается. Да, есть такие, кто сначала ломается, но потом крепчает. Есть те, кто был сначала крепким, а потом сломался.

Автор: Марат Хайруллин

Топ

Лента новостей