Интересный взгляд на применение fpv дронов камикадзе даёт в своей статье бывший офицер словацких ССО, который отслужил 6 месяцев дроноводом в составе украинского интернационального подразделения. Данные относительно свежие, он служил в 24ом году, а статья вышла в июне. Важно отметить, что автор занимался непосредственной поддержкой войск на поле боя, действуя как приданный оператор. И его взгляд на сравнение дронов и других видов вооружения исходит из этого, а не ударов по тыловой логистике.
Статься называется "I Fought in Ukraine and Here’s Why FPV Drones Kind of Suck", автор JAKUB JAJCAY (я не знаю как правильно его написать) Будучи в подразделении словак вёл подсчёты. И пишет, что кроме красивых килкамов есть и статистика.
Из всех вылетов ударом по цели закончились 43%, это не уничтожения целей. Это те вылеты в которых дрон долетел цели долетел, смог её опознать и детонатор сработал. С учётом ситуаций, когда запрос на поражение был отклонен ещё до вылета из-за погоды или технических проблем, общее количество успехов падает до 20-30%. Что тоже высокий показатель, надо сказать.
Но! Среди успешных вылетов значительная часть (возможно большая) это "контрольный" выстрел по цели, которая уже обездвижена артиллерией или другими видами дронов, или другими fpv. Т.е. это уверенное уничтожение уже пораженных неподвижных целей, которые могли добивать и другими видами вооружения. Поэтому процент поражения целей, которые действительно требовали применения именно fpv в своей роли высокоточного оружия по движущимся целям падает до однозначного числа.
Среди причин такого расхода называется склонность командиров использовать fpv- дроны приданных подразедений там, где им это кажется удобным и беречь другие виды вооружения и дронов из своего собственного подчинения. Подкупает кажущаяся дешевизна, дрон стоит около 500 долларов. Но минометный выстрел стоит около 100, а "сброс" может стоить около 50. Если говорить о ночном применении fpv, то цена вырастает до 1000 баксов плюс погода и РЭБ влияют на эффективность. Приэтом автор говорит, что не сделал за свою службу ни одного боевого вылета на дистанцию большую огня современного западного миномета.
Кроме того, словак пишет о сомнительном среднем качестве операторов fpv. Базовый курс в украинской армии занимает 5 недель. На самом же деле необходимо ещё долго набираться опыта. Системы навигации и стабилизации, которые помогают оператору, приведут к усложнению и удорожанию дронов. На момент работы автора статьи 31% потерь дронов приходился на наши средства РЭБ. Опять же, подвешивание в воздухе ретрансдяторов и прочие технические ходы могут изменить ситуацию, но это снова увеличивает стоимость. А украина сейчас пытается увеличивать производство и утверждает, что нуждается в миллионах fpv.
Делая выводы для хорошо обеспеченных НАТОвских армий относительно огневой поддержки пехотных подразделений словацкий офицер приходит к выводу, что большую часть потребностей западной пехоты можно решить скорее современными минометами и корректируемыми боеприпасами к ним. Важно в этот момент и то, что реакция по времени на запрос будет намного быстрее. Оставшиеся же потребности в высокоточке на поле боя он считает, что перспективнее решать такими системами как СвитчБлэйд и многоразовыми дронами. Последние, конечно, намного дороже любого fpv, но если не тратить их на "контрольные" выстрелы, то они будут эффективнее. И их меньшее количество не будет предъявлять таких требований к логистике, как сотни fpv.
Почему мне интересно мнение словака? По той причине, что он отбыл 6 месяцев и уехал домой писать диссер. Он не собирает деньги, не заигран в цепочках распилов и мошенничества, не баллотируется на выборах и не претендует на лидерство мнений. Наверное, свои интересы у него тоже есть, но они вряд-ли связанны с судьбой дронов и сборов на них.